Классификация масел по ACEA

Если вы пытались выбирать масла по допускам и спецификациям на упаковке, то вы точно знакомы с аббревиатурой ACEA. Но что она означает и как пользоваться теми буквами, которые обычно идут за ней?

История возникновения

ACEA это сокращение от французского Association des Constracteurs Europeens des Automobiles, то есть Ассоциация европейских производителей автомобилей. Организация создавалась для лоббирования интересов автопроизводителей и разработки единых стандартов. Среди них был и масляный. Чтобы масла получили сертификацию по ACEA, нужно пройти определенный перечень лабораторных тестов и исследований. Прохождение контролирует EELQMS (European Engine Lubricant Quality Management System) — организация, отвечающая за сертификацию и определяющая лаборатории, в которых можно проводить тесты масел.

Если будете искать информацию в сети, то можете натолкнуться на то, что «последние» стандарты АСЕА датируются 2004, 2008 и другими годами. Важно: это устаревшая информация, которая легко проверяется непосредственно на сайте АСЕА. Сейчас используется стандарт 2016 года, который два года имел статус «переходного», чтобы все желающие производители могли адаптировать свои продукты к новым требованиям, но теперь вступил в силу. Обычно стандарт обновляют раз в четыре года или по необходимости, когда в ЕС внедряются новые экологические стандарты.

Классы по ACEA

В классификации АСЕА есть три класса масел: A/B, C и E.

A/B – это масла для бензиновых и дизельных моторов легковых машин, а также легкой коммерческой техники. Раньше классы A и B существовали по отдельности – для бензина и дизеля. Но с 2004 года их объединили. Также эти масла называют High SAPS – с повышенным содержанием сульфатированной золы, фосфора, серы. Количество этих вредных веществ стараются сократить в угоду экологическим стандартам.

C– это масла для автомобилей с системами доочистки отработанных газов. Масла такого класса продлевают жизнь катализатора или сажевого фильтра, но использовать их нужно аккуратно, только если эти компоненты стоят на вашей машине. В этот класс входят масла Low SAPS и Mid SAPS. Так как сульфатированная зола, сера и фосфор «убивают» катализаторы и сажевые фильтры, то их концентрация обязательно должна быть ниже.

E – это масла для дизелей, которые используются на грузовых автомобилях.

Категории ACEA

A1/B1 – в стандарте от 2016 года эта категория была упразднена, потому что ее требования полностью перекрываются категорией A5/B5.

A3/B3 – одна из самых распространенных и популярных категорий, потому что подходит для большинства моторов. Это масла стабильной вязкости вне зависимости от температуры. Если производитель автомобиля разрешает увеличение интервала замены, то эти масла поддерживают такую возможность.

A3/B4 – масла, которые подходят для типов применения из категории A3/B3, но еще подходят для дизельных моторов с прямым впрыском топлива. По умолчанию поддерживают удлиненные интервалы замены.

A5/B5 – маловязкие масла для высокофорсированных двигателей. Точно поддерживает увеличение интервала замены, но применять их нужно аккуратно. Только если автопроизводитель рекомендует именно эти масла.

C1 – масла с низким уровнем SAPS, и сниженным показателем высокотемпературной вязкости, позволяющие экономить топливо.

C2 – масла со средним уровнем SAPS, и сниженным показателем высокотемпературной вязкости, позволяющие экономить топливо.

C3 – аналогичны С1, но немного более вязкие. Обеспечивают стандартную экономию топлива.

C4 – аналогичны С2, но немного более вязкие. Обеспечивают стандартную экономию топлива.

C5 – новая категория, появившаяся в 2016 году. Это масла с самым низким уровнем SAPS, и с показателем высокотемпературной вязкости еще ниже, чем у C1. Обеспечивают серьезную экономию топлива.

Какие вопросы чаще всего возникают?

Часто возникающий вопрос – можно ли заменять продукты категории A3/B3 на масла A3/B4? Да, можно, но именно в таком порядке. Потому что A3/B4 – это A3/B3 + еще некоторые применения. Соответственно, в обратном направлении менять масла нельзя – возможно, если автопроизводитель рекомендует A3/B4, то ваш автомобиль попадает как раз в те самые дополнительные применения. Использовать A5/B5 можно, только если это рекомендует автопроизводитель. С любыми маслами категории С история похожая – ориентируйтесь исключительно на рекомендации производителей. И менять тут масла с одной категории на другую, скорее всего, не стоит. Несмотря на то, что С1 и С3 имеют схожие характеристики (как и С2 с С4), сложно определить как именно повлияют на ваш двигатель и расход топлива использование «нерекомендованного масла». Точно так же вы никогда не сможете оценить его влияние на ресурс катализатора или сажевого фильтра. С одной стороны, вы можете получить уменьшение расхода топлива, используя менее вязкое масло, а с другой стороны вы снизите срок службы катализатора или сажевого фильтра. Поэтому следовать рекомендациям автопроизводителей безопаснее всего.